МОИСЕЙ. Записки Финееса  


От переводчиков
Перед вами, уважаемый читатель, жизнеописание величайшего пророка Моисея, принадлежащее перу его младшего современника, очевидца многих и многих чудес. Трудно было бы переоценить историческую, литературную, религиеведческую ценность этого текста, если бы...
Если бы он был подлинным.
Увы, документ - всего лишь подделка, или, скажем мягче, апокриф. И чтобы обнаружить это, не надо быть специалистом.
“Книги имеют свою судьбу”, - говорили древние. Судьба рукописи сама по себе могла бы стать сюжетом отдельного повествования. Начнем с конца, двигаясь к истокам.
В 50-х годах прошлого века немецкий ученый Михаэль Вассерман случайно обнаружил в архиве Франкфуртской синагоги несколько свитков на староиспанском языке. Они содержали сделанный раввином Давидом бен Иегуда из Саламанки и относящийся приблизительно к тридцатым-сороковым годам двенадцатого века перевод с арабского.
Арабский оригинал в свою очередь представлял собой перевод с арамейского, сделанный двумя-тремя веками раньше. Последний же, как предположительно восходил к источнику, написанному на древнегреческом примерно во II веке до н. э. Именно в это время иудейская традиция сталкивается с мощным давлением эллинской культуры и, принимая вызов, активно борется, отстаивает свои ценности, пользуясь, однако, языком “врага”.
Автором “Моисея” был, как мы думаем, правоверный иудей, свободно ориентировавшийся в различных толкованиях Торы и в то же время хорошо знакомый с современной ему греческой письменностью.
Избранный прием повествования от первого лица, от имени второстепенного библейского персонажа, свидетельствует об определенной изощренности, пожалуй, даже о мастерстве. Этот прием позволяет делать рассказ более живым, изобилующим подробностями, которых нет в Священных Текстах и которые призваны придать свидетельству убедительность — мол, такое мог знать только непосредственный участник событий.
Той же цели служат прямые обращения рассказчика к своему потомству, эпизоды, в которых сам он выступает действующим лицом и без ложной скромности оценивает свои смелые или мудрые поступки (наказание нечестивца, впавшего в блуд с язычницей, успешное руководство воинским отрядом, дипломатические переговоры с заиорданскими племенами и т.д.).
Обращает на себя внимание стремление неведомого автора ввести нас во внутренний мир своих героев, прокомментировать “темные” места и дать логическую мотивировку поведению персонажей (например, фараона), которые без этого выглядели бы труднообъяснимыми.
Тщательно соблюдая правила правдоподобия, неведомый нам биограф Моисея избегает ссылок на те библейские источники, которые были созданы после смерти “настоящего” Финееса. Однако он, без сомнения, хорошо знает и пророков, и так называемую устную Тору — предания и толкования, сопровождающие Тору письменную и имевшие почти такой же авторитет в иудаизме. Отметим, что примерно к тому же II веку до н. э. относится начало той огромной работы, которая завершилась созданием Талмуда.
Следует иметь в виду, что любой из нескольких переводчиков считал себя вправе изменять, “обогащать” и “исправлять” текст — тогда это не считалось большим грехом. Мы можем только гадать, какой вид имел первоначальный материал без позднейших “наслоений”. Этими вставками легко объяснить повторения и противоречия, которые встречаются в “записках Финееса”.
Впрочем, можно назвать ли хоть одно историческое повествование, свободное от этих недостатков?
Обращает на себя внимание стремление “Финееса” как бы смягчить отдельные моменты ортодоксального иудаизма. Так, излагая законодательство Моисея, он подчеркивает его универсальное, общечеловеческое, а не узконациональное значение. Это может говорить о том, что труд был рассчитан не только на еврейского читателя, но и на иноверца.
Не лишено оснований мнение, что данный текст был известен и широко использовался некоторыми историками в начале н. э. Достаточно упомянуть лишь Манефона, Херемона и Листимаха. Больше того, некоторые, видоизмененные и перекроенные фрагменты говорят о том, что с настоящей рукописью был знаком и Иосиф Флавий.
Имея дело с подстрочником на немецком языке, выполненном (кстати сказать, чрезвычайно добросовестно) уже упоминавшимся Михаэлем Вассерманом в 1867 г. и ранее в России не издававшемся, мы столкнулись с определенным затруднением в транскрипции имен собственных. Как, к примеру, воспроизвести имя главного героя: традиционное “Моисей” либо исторически точное “Моше” либо “Мозес”, как в немецком оригинале. А Иисус Навин — Иешуа, Ешуа, Егошуа, Еошуа? Не меньше разночтений в географических названиях.
После некоторых колебаний мы решили прибегнуть к привычной для русскоязычного читателя транслитерации, принятой в синодальном переводе Библии.
Переводчики будут считать свою задачу выполненной, если их скромный труд хоть в малой степени поможет вам приблизиться к пониманию Пятикнижия Моисея, “Священной истории”, познать огромный и сложный мир, который, хоть и давно ушел в прошлое, но по-прежнему питает нашу культуру. и формирует нравственность современного человека, являясь основой величайших религий.

М. Мирович
А. Альвих

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Меня зовут Финеес. Я стар, очень стар - в нашей семье почти все были долгожителями. У меня уже не осталось ровесников, и мне не с кем вспомнить было, некому поправить меня, дополнить мой рассказ или подсказать забытое имя или выпавшее из памяти важное обстоятельство.
Я водил в бой вооруженные отряды, был судьей, много лет по праву рождения занимал должность первосвященника. Но снятся мне не битвы, не люди, которых я видел, не те мгновения, когда я был на волосок от смерти. Мне снится дом моего деда, где я провел раннее детство.
Когда я просыпаюсь, несколько мгновений пребываю между сном и явью, и они - самые счастливые в моей нынешней жизни. Затем вспоминаю о возрасте, хворях, о том, что жизнь прожита и у меня почти не осталось дел на этом свете, и мне становится грустно. Не приносят радости привычные разговоры, привычные лица и выполнение привычных обязанностей. Приятно мне бывает только с детьми - моими внуками и правнуками. Их у меня так много, что я с трудом припоминаю их имена.
Я учу детей Торе, рассказываю им о деяниях Господа, о моем двоюродном деде, который вывел наш народ из Египта и через которого Господь передал нам Свои Уставы. Я замечаю, что Моисей и Аарон для моих внуков - примерно то же, что для меня самого в детстве были Иаков или Иосиф - не действительно существовашие, ходившие по земле люди, а как бы герои сказки. И когда я однажды мельком упомянул, что Моисей, наставляя меня, говорил то-то и то-то, один из моих внуков (или правнуков?), по имени, если не ошибаюсь Елеазар, спросил меня с оттенком недоверия:
- Так ты, оказывается, разговаривал с самим Моисеем?
- Я знал его очень хорошо. И часто беседовал с ним - вот как ты сейчас со мной.
- Каким он был? Высоким, кудрявым, с большой бородой?
Что я мог рассказать ему о Моисее? Что он был таким же человеком, как я или этот мальчишка? Что он, так же, как и любой другой, уставал от долгих переходов в пустыне? Что у него иногда болели зубы и он любил баранину с репчатым луком и огурцами?
Или что он был Богом для фараона и пророком для израильтян? Что его лик озарялся неземным светом так, что на него невозможно было взглянуть?
И то, и другое верно, как верно то, что день сменяется ночью, а Господь сотворил небо и землю и отделил свет от тьмы.
Я мог бы поведать мальчику о Моисее, ибо умею вкладывать в уши собеседников слова, которые им нравятся. Но я никогда не пытался излагать того, чего нет в Священных книгах, ибо, как мне кажется, дополнять Божественное суетным - грех. А я всю жизнь служил Господу. По Его повелению карал нечестивых отступников и поражал язычников, по Его законам судил моих соплеменников. Совершал обряды, как Он заповедал и в Его славу.
- Ты должен записывать свои рассказы, дедушка Финеес, учитель и господин наш,- продолжал этот кудрявый мальчик,- дабы их знали не только мы, будущие священники, но и весь народ Израиля.
- Мне незачем записывать эти истории, - ответил я. - Все они уже начертаны Моисеем, нашим учителем, а я только повторяю их и стараюсь истолковать маленьким и большим детям.
И все-таки я решился запечатлеть свои воспоминания о Моисее. Ведь я один из немногих, оставшихся на этой земле, кто имел счастие знать его лично.
ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ФИНЕЕСА.
ОБСТАНОВКА В ДОМЕ НАКАНУНЕ ИСХОДА
Ранняя весна. Прохладный вечер и суета в хижине. Мать, как львица в клетке, мечется из угла в угол, время от времени воздевая руки к небу. На лице отца - тревога. Все говорят о том, что вот-вот произойдет важное событие, и наша жизнь станет совсем другой. Вскоре мы должны куда-то переселиться.
Я боюсь перемен, ибо мне хорошо в нашей старой хижине, сложенной из тростника, обмазанной глиной и обложенной кирпичом.
По вечерам у нас собираются родственники и потихоньку, оглядываясь по сторонам, поминают недобрым словом фараона, который заставляет евреев трудиться от зари до зари и самим заготавливать солому для кирпичей, чего отродясь не бывало.
Еще взрослые любят поговорить о старых добрых временах, когда страной правил Иосиф, сетуют, что такого человека нет и, наверно, никогда уже не будет в нашем народе. Иосиф был правой рукой фараона, жившего четыре сотни лет назад, и вершил все дела в Египте. Он сделал страну процветающей, и египтяне, чтя его заслуги, окружили почетом всю его семью - сыновей Ефрема и Манассию и одиннадцать братьев с их детьми.
В богатстве и довольствии жили их внуки и правнуки.
Но, увы, коротка память фараонов! Неблагодарные египтяне забыли о славных деяниях Иосифа, и через несколько поколений его потомки были низведены до положения несвободных людей:
В те последние вечера перед Исходом мне казалось, что жизнь вышла из колеи. Все углы были завалены корзинами и тюками, а родители то и дело о чем-то шептались и многажды повторяли одно и то же имя.
Моисей...
И вот, засыпая, я опять услышал это слово.
- Кто это - Моисей? Тот старик, который у нас поселился? - спросил я, борясь со сном.
- Ты еще не угомонился, проказник? - сердито отозвался отец. - Да, Моисей - брат дедушки Аарона, муж Сепфоры. А теперь - спи.
Я любил бабушку Сепфору. Она часто баловала нас, детвору, гранатовым яблоком или сладкими хлебцами.
Кто-то сказал, что в молодости Сепфора была удивительной красавицей. В это я еще мог бы поверить.
Но смириться с тем, что Моисей, этот величественный старец с властным взглядом, совсем недавно был простым пастухом, было выше моих сил...

ЖИЗНЬ МОИСЕЯ В ЗЕМЛЕ МАДИАМСКОЙ
Покинув Египет и странствуя по Мадиаму, Моисей питался дикими яблоками, чесноком и рыбой и пил воду из источников, расположение которых он вскоре знал, как свои пять пальцев.
Однажды в полдень, когда солнце нещадно опаляло пустыню, изгнанник прилег у редкого колодца, чтобы отдохнуть и набраться сил.
В это время к колодцу подошла стайка молоденьких девушек-пастушек, чтобы напоить большое стадо ягнят и козлят. Девушки были молоды, хороши собой и весьма застенчивы. Завидев Моисея, они, смеясь и щебеча о чем-то, старались скрыть свой интерес к статному красивому страннику.
Делая вид, что не обращают ни малейшего внимания на Моисея, девушки стали качать воду в желоба, которые были сделаны для спуска влаги.
Моисей любовался красавицами, и вдруг услышал пьяные крики. Это мадиамские пастухи, гнали к колодцу свои стада.
- Э-ге-гей, красотки! - закричали они. - Ну-ка, быстро уступите нам место.
- Но мы пришли раньше, - лепетали девушки. - По праву вы должны подождать, пока мы напоим своих овец.
- ...Плевать мы хотели на ваше право, - захохотали пастухи. - Нас больше и мы - сильней, и поэтому нам никто не помешает!
- Но наш отец - священник Рагуил...
- Мы знаем Рагуила, по прозвищу Иофор, которого не боятся даже дети. Может, он умеет разговаривать с Богом, но с нами это делать значительно сложнее. Так что, красавицы, гоните отсюда ваши стада, пока не поздно...
Услышав этот разговор, Моисей подивился наглости пастухов, столь грубо разговаривающих с беззащитными девушками. Будущий пророк ненавидел несправедливость, бороться с ней он всегда считал своей первейшей обязанностью.
Он медленно поднялся с земли, расправил широкие плечи и подошел к спорящим. Пастухи невольно притихли, узрев могучую поступь Моисея.
- Вы должны уступить девушкам, - медленно произнес он, - ибо они опередили вас у колодца. Вы можете напоить свое стадо только тогда, когда это сделают девушки.
- Почему мы должны тебя слушать? - придя в себя, ухмыльнулся один из пастухов, - Разве ты судия нам или можешь победить нас в схватке? Посмотри - ты - один, а нас - много.
- Я не собираюсь с вами спорить, - сказал Моисей, - пристально глядя в глаза задиры. - Вы прекрасно знаете, что не правы. Уходите, или мне придется отогнать вас силой.
Пастухи обступили Моисея, выкрикивая угрозы и размахивая руками.
- Нас много, и они должны уступить!
- Мы убьем и тебя, и этих девчонок!
- Иофор думает, что его дочери неприкосновенны... Мы докажем ему, что это не так!
- Если мы захотим, то лишим этих самоуверенных девиц невинности, и пусть тогда Иофор попробует выдать их замуж.
- Иди отсюда подобру-поздорову, странник, иначе попадешь под горячую руку.
Моисей молча слушал подбадривающих друг друга пастухов, и его окутывало облако ненависти к этим разнузданным негодяям.
Он поднял над головой посох и замахнулся им на пастухов:
- Прочь отсюда, пока я не свернул вам шеи, негодяи.
Все это время девушки тихонько стояли в стороне, с надеждой глядя на Моисея.
Одна из них сразу приглянулась будущему пророку. Он была весьма хорошо собой, черноволоса, румяна, с большими карими глазами.
- Но мы всегда поили свои стада раньше дочерей Иофора, - уже не так уверенно проговорили пастухи. - Причем независимо от того раньше они приходили или позже.
- С Божьей помощью я смогу сделать так, что стада этих женщин напьются первыми. Так что советую вам, добрые люди, ждать своей очереди и не роптать на Бога!
- Ты весьма самоуверен, - сказал один из пастухов, - но мы не станем тебя слушать, сколь бы ты не уповал на своего Бога...
И пастухи, размахивая посохами, стали отгонять стадо Иофора от желобов с водой.
Тогда Моисей взял за ворот рубахи самого задиристого пастуха и отбросил его далеко в сторону. Другие увидев, какой силой обладает Моисей, в ужасе остановились, уставившись на поверженного соплеменника. Тот лежал на земле, тихонько постанывая. Потом он попытался подняться, но смог сделать это лишь с третьей попытки.
Потирая ушибленное бедро, он заковылял прочь, не обращая внимания на своих товарищей.
- Эй, - кричали ему, - постой, куда же ты? Ты ведь еще не напоил стадо?
Однако несчастный не слышал криков товарищей, которые подивившись огромной силе незнакомца и испугавшись, что их ждет судьба поверженного товарища, решили не связываться с могучим, как скала, незнакомцем.
- Кто ты, чужеземец? - спросила у Моисея самая красивая женщина, когда осела пыль, поднятая уходящими стадами посрамленных пастухов.
- Я Моисей, иду из Египта, где в рабстве страдает мой народ и надсмотрщики измываются над несчастными евреями. Я в запальчивости убил египтянина, который избивал сына Израиля, и опасаюсь, что гнев фараона падет на мою голову.
- Ты всегда найдешь убежище в доме моего отца Рагуила. Он очень любит и меня и всех моих сестер, и будет рад отплатить добром тому, кто нам помог.
- Как твое имя?
- Меня зовут Сепфора.
- Хорошо, Сепфора. Я пойду за тобой к твоему отцу, ибо мне нужен ночлег и пища.
В сопровождении дочерей Рагуила, Моисей отправился в его дом. По дороге он рассказывал девушкам о Египте, фараоне, роскоши его дворцов и фантастических планах прорыть канал из Нила в Чермное море.
Девушки внимательно слушали будущего пророка, время от времени задавая ему вопросы о быте египтян и их рабов.
Когда Моисей пришел в дом, их встречал удивленный Иофор.
- Отец, - наперебой щебетали девушки, - этот человек спас нас от злых пастухов. Он победил их в схватке, когда те хотели отогнать наше стадо от источника. Но Моисей рукою сильной отбросил одного из негодяев от желобов с водой, и тот отлетел на пятьдесят локтей!.. Увидев это, остальные испугались и спешно скрылись в пустыне.
- Спаситель моих дочерей пусть будет мне как сын, - торжественно произнес Иофор. - Заходи в мой дом, отужинай со мной за чашей прекрасного мадиамского вина.
Из разговора с Рагуилом Моисей узнал, что тот управляет прекрасной страной, расположенной на гористом полуострове Синай, у северных пределов которого тянутся белые известковые возвышенности. К югу идут холмы песчаника средней высоты, поражающие удивительным сочетанием красок и причудливостью очертаний.
Далее холмы уступают место горам, которые наполняют южный конец полуострова. Горы поднимаются красными и серыми массами, остроконечными скалами из порфира и гранита.
И горы и равнины Синая усыпаны пеплом погасших вулканов и обломками скал, будто бы нарочно разбитыми гигантскими молотами исполинов.
Когда беседа за трапезой подошла к концу, Рагуил пожелал Моисею спокойной ночи, а наутро предложил ему остаться в стане и помочь пасти стада.
Моисей согласился, а вскоре получил разрешение Рагуила жениться на приглянувшейся ему красавице Сепфоре, любимой дочери Рагуила.
По рассказам бабушки Сепфоры, та свадьба надолго запомнилась жителям Мадиама, со всех концов царства пришедших посмотреть на торжество...

Взяв в жены Сепфору, Моисей быстро освоил язык и обычаи Мадиамской земли. Ему, привыкшему к удобствам дворцовой жизни и изысканным блюдам пришлись по нраву незатейливое убранство скромной скинии и неприхотливо-однообразная пища отшельника, каковыми были все пастыри овец.
Моисей пас огромные стада своего тестя. Жизнь текла размеренно. Здесь Сепфора принесла ему сынов Гирсама и Елиезера.
Постепенно пришла спокойная старость. Один день походил на другой, и Моисей почти забыл о годах, проведенных в Египте.
И вот однажды, он, как обычно, обходил свое стадо на горе Хорив, которой почему-то боялись другие пастухи.
На вершине, часто поросшей кустами терна и дептама, его внимание привлек один из них, горевший не сгорая.
Моисей приблизился и услышал, как его зовут по имени.
- Я здесь, - сказал пастух, озираясь по сторонам.
- Не подходи близко, Моисей, - услышал он громоподобный глас, - и сними обувь, ибо стоишь на земле святой.
- Кто ты?
- Я Бог отца твоего. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова!
Человек не робкого десятка, Моисей испугался, закрыл лицо руками и сидел так, пока Предвечный держал речь.
Он сказал, что ему слышны стоны евреев в Египте, пребывающих в скорби, униженных и угнетенных, и что настала пора вывести евреев из страны горестей, дабы поселить их в землях, где сады плодоносят круглый год, полным-полно питьевой воды, а на сочнотравных лугах пасутся огромные стада.
- Ты станешь Моим пророком у Моего народа, - сказал Господь Моисею, - Ты пойдешь к фараону и заставишь его отпустить евреев из Египта.
- Разве он станет меня слушать? - возразил Моисей. - Я косноязычен и с трудом могу убедить в чем-либо даже мою жену Сепфору.
- Я буду рядом и не оставлю ни тебя, ни твоего народа! Тебе поможет твой брат Аарон. Ты будешь говорить его устами.
- А как быть с народом? Евреи спросят, кто дал мне право решать их судьбу: У них горькая доля, но есть кусок хлеба, головка лука, баранья ножка, кувшин воды и крыша над головой. Они живут так столетиями и другой жизни не знают. Кроме того, я виновен в убийстве египтянина, и меня могут казнить.
- Об этом не беспокойся. Старый фараон умер, а новый объявил помилование в честь своего восшествия на престол. Старейшинам скажешь: “Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня вывести вас из Египта, ибо видит он, как вы живете, как вас притесняют египтяне и как они над вами издеваются”. Скажи это старейшинам, и они поверят, ибо нельзя не верить Господу!
- Но ведь последнее слово за фараоном, а не за старейшинами:
- Фараон не сразу отпустит сынов Израилевых, ибо я ожесточу его сердце. Но важно начать: Ты должен вместе с Аароном и старейшинами прийти к фараону и сказать, что Бог евреев призвал их в пустыню на три дня, дабы принести ему жертвы.
- Фараон никогда не согласится.
- Что у тебя в руке? - спросил Предвечный.
- Пастуший посох.
- Это - не пастуший посох, но - жезл. Брось его на землю!
Моисей с удивлением обнаружил, что держит в руке жезл из чистого сапфира, отделанный золотом. Он бросил его на землю, тот мгновенно превратился в змея. Моисей испугался и побежал прочь.
- Не бойся, - сказал Господь. - Протяни руку и возьми змея за хвост.
Моисей исполнил приказ, и змей вновь превратился в посох.
- Это - скипетр власти. Он поможет тебе убедить евреев в том, что тебе явился Господь Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова: А теперь положи руку себе за пазуху.
Моисей исполнил и этот приказ. Когда он вынул руку, она вся была покрыта белыми, как известь, струпьями.
- Положи руку обратно и: вынь!
Моисей не успел даже ужаснуться, как отвратительные струпья исчезли.
- Если не поверят этим двум знамениям, возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода сделается кровью! А теперь возьми жезл в руку, им ты будешь творить знамения.
- Как имя Твое? Что сказать мне людям, если они захотят это узнать?
- Скажи, что Я - Иегова, что значит Предвечный. Тот, Кто был, есть и будет.
Куст погас, а Моисей еще несколько часов стоял на горе, размышляя над словами Господа.
МОИСЕЙ УБЕЖДАЕТ ТЕСТЯ И ЖЕНУ В СВОЕМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ
Сбросив с себя оцепенение, Моисей скорее погнал стадо овец домой.
- Рагуил, - сказал он, войдя в скинию тестя, - сегодня со мной говорил Господь. Он избрал меня, и теперь я пророк Его. Он ставит меня богом фараона. Он так и сказал: “Вот, я ставлю тебя богом фараону, и Аарон, твой брат, будет твоим пророком”. Он повелел мне вывести мой народ из Израиля.
И Моисей подробно рассказал о встрече с Предвечным.
- Ты уверен? - растерянно взглянул на зятя Рагуил. - Поверь, я видел немало людей, называвших себя пророками: Все они были бесноватыми:
Моисей протянул тестю жезл.
- Сейчас он превратится в змея! - Моисей выхватил его у тестя и швырнул на циновку.
Жезл превратился в змея, и тот, зашипев, пополз к священнику.
- Убери его от меня, - испуганно проговорил Рагуил. - Всю жизнь терпеть не мог этих тварей!
Моисей схватил змея за хвост, и он вновь стал жезлом.
- Этот жезл не только превращается в змея, - продолжал пророк, - он символ, знак власти над душами. Господь выбрал меня, чтобы я освободил свой народ.
В этот момент в комнату быстро вошла Сепфора, подслушивавшая под дверью, подбежала к Моисею и, пав на колени, взволнованно проговорила:
- Очнись, Моисей! О каком кусте ты говорил? Какие язвы ты исцеляешь? Какую воду собираешься превращать в кровь? Ты сорок лет пас стада моего отца и никогда не говорил о своих соплеменниках. Я думала, ты забыл о них:
Моисей никогда не видел свою жену такой встревоженной и растерянной.
- Супруг мой и господин, - дрогнувшим голосом продолжала Сепфора, - подумай о семье. Неужели, ты хочешь бросить все, чтобы уподобиться чародеям, которые выдувают из уст пламя на базарных площадях?
Моисей кинул жезл на ковер, тот вновь превратился в змея и угрожающе зашипел.
- И что ты хочешь этим доказать? - заплакала Сепфора.
Змей подполз к жене Моисея, поднял голову и укусил ее за ногу. Сепфора стала синеть и закатывать глаза.
- Моисей, она умирает! - закричал Рагуил.
Пророк схватил змея за хвост, снова превратив в жезл. Затем наложил ладонь на укус.
Сепфора открыла глаза, удивленно осмотрела помещение и тяжело вздохнула.
- Что это было? - спросила она. - Зачем ты держишь мою ногу?
Моисей отнял руку от раны, - та исчезла.
- Это знак Господа, - сказал он. - Найдешь, теперь ты мне веришь.
- Тебе надо идти с мужем, дочь моя, - Рагуил задумчиво посмотрел на Сепфору. - Я хорошо знаю Моисея. Он - человек упорный. Если поставил перед собой цель, обязательно ее достигнет. Тем более если ему помогает могущественный Бог Израиля!

ВСТРЕЧА МОИСЕЯ С ААРОНОМ
В дорогу Моисей и его семья отправились ранним утром. Теплые вещи и продукты были нагружены на ослов, которые обреченно брели по красной земле Мадиама.
Неожиданно в дорогое Моисей сильно занемог. Он покрылся потом, его прошиб сильнейший жар. Сепфора укрыла его теплыми накидками и напоила горячим вином, однако это не помогало.
- Господь наказывает меня за то, что мы не сделали сынам своим обрезания.
- Я сделаю это сама, - сказала жена Моисея.
Она обрезала Гирсама и Елиезера, и Бог смилостивился над Моисеем, дав ему побороть недуг.
В пустыне на пути в египетскую землю Моисей, Сепфора и их сыновья встретили Аарона, который шествовал им навстречу, повинуясь Господу, повелевшему старшему брату идти навстречу младшему. Они не виделись много лет. Аарону к тому времени исполнилось восемьдесят три, его давно не привлекали к труду, и он, не обратив на себя внимания египтян, мог спокойно покинуть пределы страны.
Братья облобызались, а Сепфора достала из котомки хлеб, баранину, соленый сыр, кувшин вина и разложили трапезу на траве.
Гирсам и Елиезер улеглись неподалеку и уснули.
- Ну, брат, расскажи, как живется в земле Египетской, - просил Моисей, когда мужчины возлегли у яств.
- Все по-прежнему, - горько сказал Аарон. - Народ живет с каждым днем тяжелее! Непосильные работы быстро сводят в могилы или делают калеками наших мужчин. Но самое ужасное, что наши дети забывают Господа, и, страшно подумать, через два-три поколения евреи станут такими же язычниками, как египтяне
Моисей разлил вино по чашам, братья выпили и закусили терпкий напиток сушеной бараниной, смоченной в чесночном соусе.
- Создателем говорил со мной, - сказал Моисей брату. - В это трудно поверить, но это так. Он велел мне идти в Египет и освободить евреев.
Аарон застыл с куском сыра в руке.
- Ты шутишь, Моисей, - наконец выговорил он.
- Это звучит нелепо. Я косноязычен и давно не был в Египте: Но Он выбрал меня и приказал тебе, Аарон, быть моими устами.
- Я не хотел тебя обидеть.
- Освобождение евреев - не только моя цель, но и твоя. Недаром Господь назвал твое имя. Он знает, что ты умеешь убеждать. Без тебя мне не справиться. Нам покровительствует Предвечный, Он на нашей стороне и на стороне нашего народа.
Когда братья тронулись в путь, Сепфора, подошла к Моисею и, опустив глаза, тихо сказала:
- Может, ты ошибся, Моисей, и Господь отпустит тебя домой? Освободить евреев сможет твой брат. Ты - косноязычен, он - красноречив. Ты всю жизнь прожил вдали от Египта, он знает евреев и их жизнь. Он лучше тебя сумеет исполнить Божью волю:
- Все решено, Сепфора, - устало протянул Моисей. - Если хочешь, иди обратно. Я тебя не держу:
Аарон при виде плачущей Сепфоры тяжело вздохнул и отвернулся.
- Это бремя - мое, - продолжал Моисей. - Я не молод и, как любой старик, хочу дожить свой век спокойно. Но Господь призывает именно меня.
- Я иду с тобой. Раз уж Он выбрал тебя, значит, у Него были на то причины.

Сайт управляется системой uCoz